4 критерия качественного освещения | | | Здравствуйте! Спросите любого светодизайнера, как создать качественное освещение, и он вам не ответит. Потому что не существует четких правил и идеальных решений. Зато есть одно требование — освещение должно быть качественным: обеспечивать видимость, не доставлять неудобств и не вредить здоровью. Выполнить эти требования помогают 4 критерия: - уровень освещенности;
- распределение света в пространстве;
- направленность света;
- цвет света и цветопередача.
Эти критерии получены с помощью многолетних исследований того, как устроено наше зрение и какую роль играет свет в зрительном процессе. Если опираться на них при проектировании освещения, вероятность сделать плохо — минимальна. В этом уроке разберем подробно каждый критерий. | | | На заметку Тема этого урока пересекается с темами уроков: Если вы их подзабыли, советуем посмотреть раздел «Закрепим» этих уроков, чтобы освежить знания. | | | Уровень освещенности показывает, сколько света присутствует в помещении. Уровень естественной освещенности колеблется в пределах: - от 1 люкса ночью при полной луне — при таком уровне освещенности человек различает предметы, но не видит их ясно;
- до 100 000 люкс летним днем, когда небо чистое, а солнце в зените.
Искусственные источники света сильно уступают солнцу: - уличное освещение создает освещенность 3-25 люкс;
- ночная подсветка объектов — 10-50 люкс;
- интерьерное освещение — 300-1000 люкс.
| | | От уровня освещенности зависит адаптационная способность и острота зрения. Чем выше уровень, тем быстрее зрение приспосабливается к меняющимся условиям обзора, тем лучше различает контрасты. Однако измерить действительный уровень освещенности не так-то просто.
На рисунке выше указанные значения не показывают, сколько света дают источники на самом деле. Для получения этих значений измеряли горизонтальную освещенность — то, сколько света падает на горизонтальную поверхность.
Но свет падает на любые поверхности, в каком бы они ни были положении, под разным углом, куда-то больше, куда-то меньше. Он отражается от них, меняет спектральный состав и направление.
Все изменения в поведении света учесть невозможно, поэтому уровень освещенности рассчитывают упрощенно: выбирают самую подходящую поверхность (обычно горизонтальную) и измеряют, сколько света на нее падает.
Кроме этого, при расчете необходимого уровня освещенности полагаются на государственные и международные стандарты, назначение системы освещения и типы объектов.
| | | На каких поверхностях рассчитывают уровень освещенности | | | Столешница письменного стола — самая подходящая горизонтальная поверхность для измерения уровня освещенности в офисе | | | Горизонтальные поверхности. Обычно горизонтальную освещенность измеряют на поверхностях рабочих участков. Например, на столешнице стола в офисе.
Там, где рабочие участки неизвестны, берут воображаемую горизонтальную поверхность в 75 см от пола.
Вертикальные поверхности. Вертикальная освещенность нужна при проектировании освещения для спортивных объектов, из которых ведутся телетрансляции. Подходящий уровень вертикальной освещенности — один из показателей того, что на телевизоре спортсменов будет хорошо видно. | | | Полуцилиндрические поверхности. Хорошая освещенность на таких поверхностях нужна, чтобы камеры видеонаблюдения четко фиксировали лица людей. Дело в том, что голова человека больше похожа на полуцилиндр, а не на вертикальную поверхность.
| | | Чем выше освещенность, тем лучше мы видим | | | Распределение света в пространстве | | | Пространство с неравномерным освещением выглядит всегда плохо. Исключение только одно: если это нужно для создания определенного эффекта.
Кроме этого, неравномерное распределение света сильно утомляет зрение, потому что ему приходится часто перестраиваться с высокого уровня освещенности на низкий и наоборот.
Чтобы избежать неравномерного распределения света, нужно соблюдать требуемое соотношение минимальных и средних значений яркости или освещенности:
| | | Эффект «зебры» — частный случай неравномерного распределения света | | | Когда затененный участок резко переходит в яркий, образуется эффект «зебры». Часто его можно наблюдать на проезжей части, когда фонарные столбы расположены далеко друг от друга или какие-то фонари не работают: | | | Эффект «зебры» возникает из-за того, что фонари излучают узконаправленный свет и расположены слишком далеко друг | | | Чтобы не получился такой эффект, нужно обеспечить оптимальное соотношение минимальной и максимальной освещенности при проектировании системы освещения. Значения этих соотношений тоже указываются в международных и государственных стандартах.
Подобный эффект может возникнуть и внутри помещений. Например, когда пол освещен намного ярче стен и потолка.
| | | Идеально равномерное распределение света так же плохо, как и неравномерное | | | Когда все поверхности освещены одинаково или различия в освещенности (яркости) незначительны, создается монотонная обстановка. В такой обстановке взгляду не за что зацепиться, потому что нет контраста. Чтобы избежать монотонности, необходимо учитывать отражательную способность поверхностей. Вот оптимальные значения: - Потолок — 0.6-0.9
- Стены — 0.3-0.8
- Рабочие поверхности (плоскости) — 0.2-0.6
- Пол — 0.1-0.5
| | | Когда обозреваемый предмет находится рядом, оптимальное соотношение минимальной и максимальной яркостей составляет 3:1 (яркость обозреваемого предмета в три раза выше яркости фона) | | | Неравномерное освещение утомляет зрение | | | От направленности света зависит, какое впечатление произведет предмет или какое-либо пространство. По направленности свет делится на три вида: направленный, рассеянный и отраженный.
Направленный свет светит прямо на предмет и создает заметные контрасты и глубокие тени. Обычно такой свет используют в витринах, чтобы выделить и подчеркнуть форму освещаемых предметов. | | | Источник света слева от шара, на одной с ним высоте | | | Источник света расположен сверху и слева от шара | | | Если перед вами встанет задача, в которой понадобится использовать направленный свет, учтите следующее: | | | Освещайте предметы с двух сторон | | | Если направленный свет идет только с одной стороны, создаются глубокие тени, которые перекрывают часть предмета: | | | Чтобы избежать глубоких теней, с одной стороны направляют основной луч (заполняющий), с другой — дополнительный (акцентный). Обычно придерживаются такого баланса интенсивности света: сила света основного источника в два раза выше силы света дополнительного.
Экспериментируя с местом расположения подсветки, добиваются разных эффектов: подчеркивают формы предмета или делают так, чтобы на какой-либо поверхности вырисовывалась силуэт этого предмета в виде тени.
| | | Рассеянный свет — это свет, который падает на предмет со всех сторон. При таком свете почти не создается теней, а значит, и цепляющего взгляд контраста.
Если в освещении используются только рассеивающие источники света, получается однообразная обстановка, как на улице в пасмурную погоду. В такой обстановке предметы выглядят нечетко и трудно оценить взглядом расстояние до них.
| | | Отраженный свет — это свет, который освещает пространство не прямо, а косвенно, отражаясь от какой-либо поверхности (потолка или стен). При этом если поверхности гладкие, то отраженный свет получается рассеянным. | | | Как создать свет нужной направленности | | | Чтобы создать свет нужной направленности, подбирают тип светильников с подходящим распределением света и рассчитывают место для их установки. | | | А чтобы подобрать светильник с подходящим распределением света, смотрят на такую характеристику светового прибора, как кривая распределения света (КСС).
КСС — это графическое изображение распределения света в пространстве, представляется в виде графика с углами распространения светового потока в продольной и поперечной плоскостях.
Чем больше кривая напоминает овал, вытянутый вдоль вертикальной оси светового прибора, тем выше освещенность в центре светового пятна.
| | | Советы по выбору светильников с учетом КСС - Для производственных помещений подходят светильники прямого света с КСС типа К, Г, Д.
- Для общего освещения офисов — светильники с прямым и рассеянным светом с КСС типа Г и Д.
- Для подсветки особых, выделенных зон — световые приборы с КСС типа К.
- Для формирования отраженного или приглушенного света — светильники преимущественно отраженного света с КСС типа С.
- Для автострад, улиц, автотранспортных туннелей, надземных и подземных пешеходных переходов и вытянутых коридоров общественных зданий применяют светильники с КСС типа Л и Ш.
- Для освещения подсобных помещений, подъездов, бытовок — светильники с КСС типа М.
| | | Чтобы создать нужное впечатление, экспериментируйте с направленностью света | | | Цвет света и цветопередача | | | Цветопередача и цвет света — последние важные критерии освещения. От них зависит, произведет ли объект должное впечатление на человека и будет ли в нем комфортно находится.
Мы объединили эти два критерия в один раздел, потому что они взаимосвязаны. Чтобы создать приятную глазу обстановку, близкую к естественной среде, нужно сочетать свет с насыщенными цветами и свет с хорошей цветопередачей.
Значения цветопередачи. Тут снова на помощь приходят государственные и международные стандарты. В них указаны оптимальные значения цветопередачи для внутреннего и наружного освещения.
Значения цветовой температуры стандартизированы не для всех случаев. Если вы проектируете освещение, которое должно не только обеспечивать видимость, но и поддерживать здоровье (либо не вредить ему), смотрите в сторону динамического света — когда цветовая температура меняется с течением дня, подобно цветовой температуре солнечного света. | | | Сегодня вы узнали о 4-х критериях, которые помогут создать качественное освещение. Чтобы быстро вспомнить, что это за критерии и почему они важны, сделали небольшую шпаргалку, с кратким пересказом всего урока. 1. Чтобы создать качественное освещение, нужно опираться на четыре критерия: - уровень освещенности;
- распределение света в пространстве;
- направленность света;
- цвет света и цветопередачу.
2. Уровень освещенности говорит о том, сколько света присутствует на объекте и достаточно ли его для хорошей видимости. Освещенность измеряют не во всем пространстве, а на определенных поверхностях: - на горизонтальных, когда нужно обеспечить хорошую видимость на рабочих местах;
- вертикальных, когда нужно, чтобы объект хорошо просматривался с телеэкрана;
- полуцилиндрических, когда нужно, чтобы видеокамера четко фиксировала лица.
3. Распределение света в пространстве помогает создать удобную обстановку для зрения: сделать так, чтобы оно не утомлялось из-за резких переходов между затемненными и хорошо освещенными участками и при этом не заскучало из-за одинаковой яркости на всем пространстве. 4. Направленность света помогает произвести должное впечатление на человека. Свет бывает: направленный, рассеянный и отраженный. 5. Цветопередача и цвет света отвечают за создание удобной и естественной обстановки. За подходящими значениями цветопередачи для внутреннего и наружного освещения нужно идти в государственные и международные стандарты. 6. Цветовая температура стандартизирована не для всех случаев. Поэтому тут нужно смотреть в сторону динамического освещения: когда цветовая температура искусственного света меняется с течением дня так же, как цветовая температура естественного света. Такое освещение помогает создать естественную среду, в которой человеку лучше всего работается и живется. На сегодня все. Следующий урок последний. Поговорим об экономике света: какие расходы могут возникнуть во время создания и обслуживания систем освещения. Это поможет вам спланировать бюджет и аргументировать заказчику стоимость работ. | | | Всегда ваша, команда Азбуки Света | | | | Отписаться от бесплатного курса по основам света можно здесь | | | |