Как с помощью света создать благоприятную обстановку
Здравствуйте!

В прошлом уроке мы рассмотрели световые величины. Они помогают создавать качественное освещение. Однако эти величины взялись не с неба. Они построены на том, как устроено наше зрение. Сегодня разберемся с этим вопросом, чтобы понимать, как создавать освещение, которое не только обеспечивает видимость, но еще создает нужное настроение.
Глаза — главный орган зрительной системы
Человек воспринимает окружающий мир благодаря свету. Чтобы убедиться в этом, представьте, что вы оказались ночью в густом лесу. Вы смотрите по сторонам и можете разглядеть только те участки, куда падает лунный свет. Остальное — черные пятна.
За восприятие света отвечает зрительная система. Она предоставляет 80% сведений из окружающего мира. Главные органы зрительной системы — глаза.
Несколько интересных фактов о наших глазах, о которых мало кто знает

  • Глаза фокусируются примерно на 50 объектах в секунду;
  • Глаза обрабатывают около 36 000 частиц информации каждый час;
  • Глаза используют около 65 % ресурсов головного мозга— это больше чем любая другая часть человеческого тела
  • Человек «видит мозгом», а не глазами. Во многих случаях размытое или плохое зрение вызвано не отклонениями глазных яблок, а проблемами со зрительной корой мозга.
Глаз работает по тому же принципу, что и объектив фотокамеры: проецирует перевернутую картинку на светочувствительную пленку.

Роль светочувствительной пленки в глазах выполняет сетчатка. В ней более 100 млн. нервных окончаний. Их называют фоторецепторами. Они работают так: преобразуют свет в ток, отправляют его по нервам в мозг, а там ток формируется в картинку. Это называется фотохимический процесс.

Фоторецепторы делятся на два вида: палочки и колбочки.
Палочки
Высокая чувствительность к свету

Улавливают общие виды и не распознают цвета

Расположены равномерно по всей сетчатке, отсутствуют в центральной ямке глаза

Действуют, когда включается ночное зрение
Колбочки
Низкая чувствительность к свету

Улавливают мелкие детали и распознают цвета

Расположены в центральной ямке глаза, изредка встречаются в остальной части сетчатки

Действуют, когда включается дневное зрение
Виды колбочек
Колбочки делятся на три вида: одни чувствительны к красному свету, вторые — к зеленому, третьи — к синему. Каждый вид различает около 100 оттенков своего цвета.
Кривые спектральной чувствительности колбочек. Как видно на картинке, красный и зеленый цвета сильнее раздражают глаза, поэтому светофоры во всех странах имеют именно эти цвета
Давайте рассмотрим эту особенность зрения на примере. Допустим, в глаза попадает световой поток с лучами только красного цвета. В этом случае включаются и шлют сигнал мозгу только те колбочки, которые чувствительны к красному излучению. Остальные отключены, поэтому освещенное пространство кажется красным:
Фонарик в левой руке излучает поток только красных лучей, поэтому освещенное им место нам кажется красным. То же самое и с фонариком в правой руке, который излучает поток только зеленых лучей.
Возникает вопрос: если наши глаза реагируют только на три цвета, почему мы различаем больше миллионов цветов и оттенков?

Ответ: мозг смешивает красный, синий и зеленый цвета, которые к нему поступают через глаза, и формирует новый цвет. Давайте на примере.

Если в одном световом потоке содержатся лучи красного и зеленого цветов, то мозгу шлют сигнал два типа колбочек: те, что реагируют на зеленые и красные цвета. Мозг смешивает эти сигналы, и перед нашим взором формируется желтый цвет:
Когда в световом потоке содержатся лучи красного и зеленого цветов, мозг их смешивает. В результате перед нами формируется желтый цвет.
Бывает такое, что у человека отсутствует один вид колбочек. В этом случае он способен различать примерно 10 000 цветов. А если отсутствуют два вида колбочек, это называется дальтонизм.

На этой особенности зрения и строится процесс создания света нужного цвета. Эту тему мы подробнее рассмотрим в следующем уроке.
Глаза — зеркало души и главный получатель информации. Однако без света они бесполезны.
Почему мы ничего не видим без света
Все дело в режимах работы зрительной системы. Их три: ночное, дневное и сумеречное зрение.

Когда света нет совсем или его так мало, что яркость не доходит до 0.01 кд/м2 (чуть меньше, чем яркость полной луны), работает ночное зрение. В этом режиме задействованы только палочки, а колбочки отключены.

Так как мы различаем цвета и мелкие детали благодаря колбочкам, эта способность пропадает при их выключении. Вот поэтому при очень тусклом освещении мы видим размытую картину, а при полном отсутствии света — ничего, кроме черноты.

Когда яркость, создаваемая освещением, превышает 3 кд/м2 (яркость хорошо освещенной автострады), работает дневное зрение. Тут все наоборот: задействованы колбочки, а палочки отключены, поэтому мы ясно видим цвета и предметы.

Когда яркость лежит в границе 0,01-3 кд/м2, работает сумеречное зрение. В таком режиме задействованы и колбочки, и палочки.
За цвета и предметы отвечают колбочки, за ночное зрение — палочки
На что влияет плохое освещение
Во время бодрствования наше зрение не отдыхает ни секунды. Оно постоянно приспосабливается к меняющимся условиям обзора:
  • с ясного видения предмета вблизи нас на ясное видение другого предмета чуть подальше — тут задействованы два процесса, которые протекают незаметно для нас: аккомодация и конвергенция;
  • с одного уровня освещения на другой — этот процесс называется адаптация.
Ниже рассмотрим, как освещение влияет на эти процессы.
Аккомодация
Аккомодация — это когда зрение приспосабливается к ясному видению предметов, расположенных на разных расстояниях. Давайте на примере.

Представьте, вы на улице, в двух метрах от вас стоит скамейка, на которой сидит женщина и читает журнал. Сейчас вы смотрите на нее. За скамейкой, в метрах десяти, спиной к вам стоит мужчина. Вы бросаете на него взгляд и видите его так же хорошо, как до этого видели женщину в двух метрах от вас.

Потом снова переводите взгляд на женщину и видите ее так же хорошо, как до этого видели мужчину. Это и есть аккомодация.
Конвергенция
Конвергенция — это способность глаз сводить линии взглядов на одном предмете. Чем ближе расположен предмет к человеку, тем сильнее глаза поворачиваются вовнутрь. Для быстрой конвергенции, как и для быстрой аккомодации, нужно хорошее освещение.
Адаптация
Адаптация — это когда зрение приспосабливается к изменившимся условиям освещения. Давайте снова на примере.

Ночь. Вы сидите в комнате, вдруг отключают свет. Вы ничего не видите, но проходит некоторое время, и вы уже различаете предметы. Это и есть адаптация. Она бывает двух видов: световая и темновая.

Световая — когда зрение приспосабливается к свету (при выходе из темного подвала на улицу). Занимает меньше одной минуты.

Темновая — когда зрение приспосабливается к темноте (при входе с улицы в темный подвал). Занимает 5-30 минут. Чем больше разница в яркости между освещенным и темным пространством, тем дольше длится адаптация.

Темновую адаптацию следует учитывать при разработке освещения для туннелей. Чтобы зрение водителя быстрее приспосабливалось к сниженному уровню освещения, нужно в начале туннеля ставить больше светильников, чем в середине.
Освещение должно помогать зрению приспосабливаться к обстановке
Как свет помогает человеку оставаться целым и невредимым
Через зрение в мозг поступает очень много информации. Отобрать среди этой информации важную мозгу помогают контрасты. А замечает он эти контрасты благодаря свету. Давайте на примере.

Перед вами неосвещенный туннель. Внутри есть проезжая часть, стены и потолок. Но вы не знаете, где кончается дорога и начинается стена, а где стена переходит в потолок, потому что между ними нет контраста. Если заехать в такой туннель, то высок риск врезаться в стену или во встречный автомобиль:
А если добавить свет, то появятся контрасты, и все встанет на свои места:
Виды контраста
Есть два вида контраста: в яркости и цвете.

Контраст в яркости. Благодаря контрасту в яркости мы способны отличить предмет от его фона или одну поверхность от другой. Способность зрения различать едва заметные контрасты в яркости называется контрастной чувствительностью.

Контрастная чувствительность зависит от остроты зрения и освещения. В ясный день мы хорошо различаем ветки деревьев и листья на них. Однако чем сильнее смеркается, тем эта разница меньше. В полной темноте мы уже не можем отличить ветки от листьев.

Чтобы определить контраст в яркости между двумя поверхностями (например, между проезжей частью туннеля и стеной), измеряют яркости света, который отражают эти поверхности, а потом более высокую яркость делят на меньшую:
C = LВЫС / LНИЗ
С — величина контраста;

LВЫС — высокая яркость;

LНИЗ — низкая яркость.
Когда хотят выяснить разницу в контрасте между предметом и его фоном (например, между буквами и бумагой, на которой они напечатаны), пользуются такой формулой:
С = (LO — LФ) / LФ
С — величина контраста;

LO — яркость предмета;

LФ — яркость фона.
Оптимальная величина контраста C
Когда обозреваемый предмет находится рядом, оптимальное соотношение минимальной и максимальной яркостей составляет 3:1 (яркость обозреваемого предмета в три раза выше яркости фона).

Главное не переборщить
Чрезмерный контраст между поверхностями или предметом и фоном так же нежелателен, как и отсутствие контраста.

Из-за этого может возникнуть дискомфорт в глазах. Поэтому при разработке светотехнического проекта нужно следить за тем, чтобы освещение было однородным.
Контраст в цветах. Принято считать, что цветовой контраст не так важен с точки зрения получения важной информации, как контраст в яркости. Однако он помогает создать приятную обстановку. Для наглядности давайте сравним черно-белую и цветную фотографии:
Хоть фотография и черно-белая, нам понятно, что на ней изображен тигр и к речке сейчас лучше не подходить.
Цветная фотография не сообщила нам ничего нового. Однако глазам смотреть на нее приятнее.
Еще одна особенность цветового контраста — в зависимости от цвета фона яркость предметов воспринимается по-разному:
На голубом фоне круги кажутся ярче, чем на желтом. Этой особенностью пользуются продавцы мяса: они ставят его на листья салата, благодаря этому оно выглядит свежее.
Контраст в яркости помогает выжить, контраст в цвете — выжить в приятной обстановке
Блескость — особенность света, которая плохо влияет на наше зрение
При разработке системы освещения важно учесть еще одну особенность света — он может создавать блескость.

Блескость — это неприятные ощущения в глазах, возникающие из-за слишком яркого света. Она бывает дискомфортной и слепящей. Задача светодизайнера продумать такое освещение, которое не вызывает дискомфорт и не слепит.
Дискомфортная блескость
Дискомфортная блескость — это когда из-за яркого света в глазах возникает дискомфорт, возможно, даже боль. Известны почти все свойства света, которые вызывают дискомфорт в глазах. Это:
  • общая яркость;
  • фоновая яркость;
  • размер источника света — чем он меньше, тем больший дискомфорт может доставить;
  • расположение источника света относительно линии взгляда.
С помощью этих свойств светодизайнеры рассчитывают, в каких случаях может возникнуть блескость и будет ли приемлемым создаваемый ею дискомфорт.
Слепящая блескость
Слепящая блескость — это когда яркий свет ослепляет и ухудшает видимость. Точно неизвестно, почему яркий свет вызывает ослепление. Скорее всего, из-за особого рассеивания света в глазах, при котором на сетчатке глаза создается светящаяся вуаль. Она и ухудшает видимость подобно тому, как ухудшает видимость невесте ее фата.
Как быть уверенным, что система освещения не создаст блескости
Чтобы понимать, будет ли система освещения создавать блескость, светотехники пользуются такой формулой:
UGR = 8 * log10[(1 / 4Lф)Σ((L2 * ω) / p2)]
UGR — показатель дискомфорта;

L — средняя яркость светящейся поверхности светильника i по направлению к точке наблюдения;

Lф — средняя яркость фона (адаптации);

ω — телесный угол, под которым видна светящаяся поверхность светильника;

p — индекс позиции светильника по Лекишу-Гату (индекс учитывает положение светильника в поле зрения).
Как и в случае со световыми величинами из прошлого урока, эту формулу запоминать необязательно. Она заложена в программы по проектированию освещения. Однако при этом обязательно знать количество, технические характеристики и расположение светильников.

Допустимые значения UGR для объектов в зависимости от их назначения

  • UGR ≤ 16 — для мест, где ведутся проектные работы с чертежными инструментами;
  • UGR ≤ 19 — учебные помещения, библиотеки, комнаты для для встреч и кабинеты, где работы ведутся за компьютером;
  • UGR ≤ 22 — ремесленная и легкая промышленность;
  • UGR ≤ 25 — тяжелая промышленность;
  • UGR ≤ 28 — железнодорожные платформы и фойе.
Блескость от источников света над головой

Источники света, расположенные над головой и не попадающие в поле зрения, тоже могут вызывать блескость, если они очень яркие. Например, когда излучаемый ими свет отражается от носа или очков. Примерами такого источника служат солнце и мощные светильники, излучающие узконаправленный свет в пол.
Шик! Блеск! Красота! — девиз светотехников
Как с помощью света создавать нужное настроение
Свет влияет на эмоциональное состояние, но почему и как именно — неизвестно. Иногда влияние связано с прошлым жизненным опытом. Например, освещенное снизу лицо кажется жутким, потому что большую часть времени мы видим лица, освещенные сверху.

Также известно, что и цвет сказывается на настроении. Например, красный и желтый вселяют чувство тепла и удобства, синий бодрит, зеленый успокаивает и расслабляет. Влияние цвета, как и света, связано с жизненным опытом. Один и тот же цвет вызывает разные чувства у людей из противоположных частей света.

Еще цвет и свет формируют впечатление, которое производит на нас то или иное место. Комната с красными стенами кажется меньше, чем такая же комната с белыми или синими стенами. А если осветить потолок и верхнюю часть стен ярче других частей, то комната будет казаться выше.

Также можно создавать нужное настроение, сочетая освещенность с цветовой температурой. Например, низкий уровень освещенности и теплый свет создают расслабляющую обстановку. Высокий уровень освещенности с холодным светом создают рабочую атмосферу.
Слева — теплое освещение (низкая цветовая температура); справа — холодное (высокая цветовая температура)
При какой цветовой температуре свет считается теплым, а при какой — холодным

  • Меньше 3300 К — теплый (желтоватый) свет.
  • 3300-5000 К — нейтральный (промежуточный) свет.
  • Выше 5000 К — холодный (синеватый) свет.
Влияние освещенности и цветовой температуры на настроение человека обнаружил и изучил Ари Андриес Круитхоф в 1941 году. В его честь назвали кривую Круитхофа, которая показывает комфортные и некомфортные для зрительного восприятия соотношения освещенности и цветовой температуры.
График, показывающий комфортные и дискомфортные для человека соотношения освещенности с цветовой температурой
На этом графике комфортные соотношения лежат в белой зоне. Остальные воспринимаются как неприятные и неестественные. Однако и тут не следует пренебрегать жизненным опытом.

Например, если постоянно находишься в помещении со светом определенной цветовой температуры и уровнем освещенности, отношение к нему меняется. Если сначала он неприятен, то со временем может нравиться. И наоборот.
Цветовая температура с освещенностью — залог создания подходящего настроения
Особенности зрения пожилых людей
С возрастом зрение ухудшается. Сначала понемногу, потом все быстрее. Так происходит из-за того, что уменьшается зрачок, мутнеет стекловидное тело (гелеобразное вещество, заполняющее пространство между хрусталиком и сетчаткой), твердеет и желтеет хрусталик.

Из-за затвердения хрусталика падает способность к аккомодации: уже невозможно разглядеть то, что находится близко к лицу. Для наглядности: дети четко видят предметы на расстоянии 10 см, а люди в возрасте уже нет — им приходится напрягать зрение, чтобы разглядеть предмет, расположенный на расстояние 30 см от них и ближе.

Из-за пожелтения хрусталика (катаркта) теряется общая и контрастная чувствительности, ухудшается острота зрения, пропадает восприимчивость к цветам (человек постепенно перестает различать синий цвет). Кроме этого, ухудшается проводимость зрительного нерва — хуже передаются сигналы от сетчатки к мозгу.

В результате, чтобы хорошо видеть, человеку в возрасте 60-ти лет нужно в 10 раз больше света, чем в возрасте 10-ти лет.
Количество света, необходимое человеку, с изменением возраста
Однако при создании освещения для пожилых людей следует соблюдать осторожность, чтобы не перегнуть палку с яркостью. Дело в том, что помутневшее стекловидное тело у пожилых людей рассеивает больше света. Из-за этого глаза более чувствительны к яркому свету, чем глаза молодых.
Пожилым людям нужно больше света, но не слишком яркого
Закрепим
Итак, подведем итог.

Чтобы создать благоприятную обстановку с помощью освещения, нужно учесть особенности зрительной системы. В сегодняшнем уроке вы познакомились с ними, осталось только закрепить.

1. Через зрение мы получаем 80% информации об окружающем мире. Но без света это было бы невозможно.

2. У глаз два вида фоторецепторов:
  • палочки, которые отвечают за создание общей картины;
  • колбочки, благодаря которым мы различаем цвета и видим каждый объект детально.

3. Зрительная система работает в одном из трех режимов:
ночной, дневной или сумеречный.

4. Зрение способно приспосабливаться к новым условиям обзора и уровням освещения
. Эти процессы называются:
  • аккомодация — способность зрения приспосабливаться к ясному видению предметов, расположенных на разных расстояниях от нас;
  • конвергенция — способность глаз сводить линии взгляда на одном предмете;
  • адаптация — способность зрения приспосабливаться к новому уровню освещения: например, при переходе из темного пространства в светлое, и наоборот.

5. Мы замечаем важное благодаря способности зрения воспринимать контрасты в яркости. Если бы не эта способность, человечество бы не выжило, потому что не смогло бы отличить саблезубого тигра от пещеры. С помощью контрастов в яркости можно привлечь внимание человека к нужному объекту.

6. Жизнь в черно-белом цвете была бы скучной. Способность зрения подмечать контрасты в цветах делает жизнь красочнее и веселее. С помощью контраста в цветах можно сделать объект еще привлекательнее.

7. Не до конца продуманное освещение может привести к неприятным последствиям. Например, к дискомфортной и слепящей блескости. Дискомфортная блескость вызывает в глаза неприятные ощущения, иногда — боль. Слепящая — частично ослепляет. Чтобы это предотвратить, нужно при разработке проекта рассчитывать, в каких случаях может возникнуть блескость и насколько она будет сильной.

8. С помощью света можно создавать нужное впечатление об объекте и настроение. В первом случае следует продумать подсветку: например, если подсветить потолок и верхнюю часть стен, помещение будет казаться выше. Во втором — соотнести освещенность с цветовой температурой: например, низкая освещенность и теплый свет успокаивают человека.

9. У пожилых людей зрение ухудшается, поэтому им нужно больше света. Однако он должен быть не слишком ярким, так как риск возникновения блескости у них выше.

На сегодня все. В следующем уроке разберемся, как получить свет нужного цвета и что влияет на его способность точно передавать цвета предметов.
Всегда ваша,
команда Азбуки Света
Отписаться от бесплатного курса по основам света можно здесь