Как получить свет нужного цвета | | | Здравствуйте!
Мы уже знаем, как образуется свет в разных лампах и как подчинить его себе. Сегодня говорим о том, как получить свет нужного цвета и как на самом деле следует проверять способность светильников верно передавать цвета предметов.
| | | Что касается цветопередачи, то ее нужно обязательно учитывать при разработке освещения объектов, в которых важно верно передавать цвета предметов. Например, в салонах красоты, магазинах одежды и украшений. | | | Как получить свет нужного цвета | | | Вспомним прошлый урок. В нем говорилось, что за восприятия цвета у нас отвечают особые фоторецепторы — колбочки. Они реагируют только на три цвета (синий, зеленый, красный) и их оттенки. Это и есть основные цвета, участвующие в создании красочного света.
| | | У колбочек низкая чувствительность к свету. Они улавливают мелкие детали и распознают цвета. Включаются во время действия дневного зрения | | | Чтобы получить свет нужного цвета, применяют один из двух способов: аддитивный или субтрактивный. | | | Аддитивный способ получения света
| | | Аддитивный способ — это когда смешивают два и более световых луча разного цвета. Пример: если смешать синий и красный лучи с одинаковой интенсивностью, получится пурпурный (маджента) луч:
| | | При аддитивном смешении итоговый луч получается ярче исходных | | | В аддитивном способе применяется модель RGB (red, green, blue) — цвета, которые мы воспринимаем в чистом виде. Их называют первичными. Если их сложить, то получится условно белый свет (условно, потому что в жизни светофильтры и источники света несовершенны):
| | | Кроме первичных цветов, еще есть вторичные: желтый, циан и пурпурный. Они получаются сложением любых двух основных цветов: | | | В компьютерных мониторах, телевизорах и уличных экранах цветная картинка создается с помощью аддитивного смешения красного, синего и зеленого света | | | Зрение привыкает к цвету света | | | Зрение постепенно приспосабливается к тому свету, который на него воздействует, и начинает воспринимать его как белый, какого бы цвета он ни был. Для наглядности пример.
Если взять хорошую лампу накаливания и включить ее при дневном свете, будет казаться, что она излучает желтый свет. Если эту же лампочку включить в полной темноте, цвет излучения покажется белым.
| | | Излучение лампы накаливания при дневном свете кажется желтым, а в отсутствии солнечного света — белым | | | Подобный эксперимент можно провести и с разноцветными флуоресцентными лампами. Если поставить их рядом и включить, мы различим цвета, которые они излучают. Но если перед нами ставить по одной лампе, то будет казаться, что все они светят белым светом.
| | | При аддитивном смешении итоговый луч получается ярче исходных
| | | Субтрактивный способ получения цвета | | | Субтрактивный способ — это когда нужный цвет получают вычитанием лучей определенных цветов. Для этого применяют фильтры. Каждый фильтр пропускает лучи одних цветов, а остальные поглощает.
Пример: если на пути белого света поставить фильтр цвета циан, то он поглотит красные лучи и пропустит зеленые и синие. В итоге свет станет цвета циан. Если на пути цианового света поставить желтый фильтр, то он поглотит синие лучи и пропустит зеленые. В итоге свет станет зеленым.
| | | При субтрактивном способе итоговый луч получается тусклее исходных
| | | Как придавать объектам нужный цвет, пользуясь субтрактивным подходом | | | Для примера возьмем циановый шар и сделаем так, чтобы он казался зеленым.
При обычном освещении циановый шар имеет такой цвет, потому что поглощает красные лучи, а отражает синие и зеленые. Чтобы при подсветке он казался зеленым, надо направить на него любой свет, в котором нет синих лучей, но обязательно есть зеленые. Таким светом может быть зеленый или желтый.
Если свет желтый, то в нем содержатся красные и зеленые лучи. Шар поглотит красные и отразит зеленые. В итоге будет казаться зеленым:
| | | На некоторых людей такой прием может не произвести должного эффекта. Это зависит от способности зрения адаптироваться к цвету света | | | Если подсветить циановый шар красным светом, то он будет казаться черным. Потому что красные лучи он поглотит, а синие и зеленые, которые он мог бы отразить, отсутствуют. | | | При субтрактивном способе итоговый луч получается тусклее исходных | | | От света напрямую зависит, в каких цветах перед нами предстанут предметы. Способность светильника верно передавать цвета называется цветопередача.
Условия качественной цветопередачи очень просты: красный, синий и зеленый предметы будут казаться такими, если в падающем на них свете присутствуют лучи красного, синего и зеленого цветов.
| | | Получается, чтобы под светом светильника все предметы представали в верном цвете, в нем должны быть лучи всех цветов:
| | | Разноцветный зонтик освещается светом, в котором присутствуют лучи всех цветов. В результате, мы видим все цвета зонтика | | | Современные светильники близки к совершенству, но все еще несовершенны. В их излучении могут присутствовать лучи не всех цветов. Но даже если присутствуют все, некоторых так мало, что они никак не влияют на восприятие:
| | | Разноцветный зонтик освещается светом, в котором присутствуют не все лучи. В результате, мы не различаем всех цветов зонтика | | | Чем больше лучей разного цвета в излучении, тем выше цветопередача | | | Как узнать, насколько верно светильник передает цвета | | | Чтобы разделять источники света по их способности передавать цвета, международная комиссия по освещению (МКО) в 1965 году ввела индекс цветопередачи CRI (Ra).
Чтобы его вычислить, свет источника направляют на 8 эталонных цветов, измеряют сдвиг в каждом цвете и рассчитывают средний.
| | | Сдвиг — это разница между эталонным цветом и цветом, полученным при освещении изучаемым источником. Если сдвига нет, эталонные цвета остаются неизменными. В этом случае индекс цветопередачи равен 100.
| | | Интересный факт, о котором мало кто знает
Принято считать, что у лампы накаливания и дневного света CRI (Ra) = 100. На самом деле эти источники не безупречны в плане цветопередачи. Лампа накаливания плохо передает синие тона, а дневной свет при температуре 7500 К — красные.
| | | Если под светом лампы эталонные цвета стали бесцветными, значит, произошел самый большой сдвиг. В этом случае индекс цветопередачи равен 1. Это самая плохая цветопередача. Обычно она встречается у натриевых газоразрядных ламп низкого давления. | | | Разноцветный зонтик под светом светильника с очень низкой цветопередачей кажется бесцветным | | | Индекс цветопередачи разных типов ламп | | | CRI (Ra)
| 90-100 — отличная цветопередача | | Типы ламп | лампы накаливания, галогенные лампы, люминесцентные лампы с пятикомпонентным люминофором, металлогалогенные лампы, белые светодиоды | | | | 80-90 — очень хорошая цветопередача | | белые светодиоды, металлогалогенные и люминесцентные лампы с трехкомпонентным люминофором | | 60-80 — хорошая цветопередача | | белые светодиоды и металлогалогенные лампы | | 40-60 — посредственная цветопередача | | дуговые ртутные люминесцентные лампы | | меньше 39 — плохая цветопередача | | натриевые газоразрядные лампы высокого и низкого давления | | | | Проблемы с индексом цветопередачи CRI (Ra) | | | Как мы писали выше, CRI (Ra) — это средний сдвиг по всем цветам. Все равно что средняя температура по больнице: непоказательная характеристика. Именно поэтому светильники с одинаковым CRI (Ra) могут по-разному передавать отдельные цвета.
Только в 2015 году удалось разработать более совершенный метод определения цветопередачи — IES ТМ-30. Суть метода в вычислении двух индексов: Rf и Rg.
Индекс Rf рассчитывается так же, как и CRI (Ra). Разница в том, что в ТМ-30 используется гораздо больше цветов: 99 против 8.
| | | Цвета, используемые при расчете индекса Rf | | | Индекс Rg показывает, насколько точно светильник передает насыщенность цветов. Идеальный показатель — 100. Если Rg меньше 100, то цвета предметов под таким светом будут более блеклыми, чем есть на самом деле. И наоборот.
Еще один плюс метода ТМ-30 в том, что при расчетах цветопередачи используются не только пластинки, окрашенные в эталонные цвета, но и предметы, используемые в повседневной жизни.
| | | На заметку
ТМ-30 еще не является обязательным методом определения цветопередачи. Поэтому не все производители его используют. Но если в продукции вы увидите три показателя: CRI (Ra), Rf и Rg — больше доверяйте последним двум.
| | | Неверный подход к оценке цветопередачи светильника | | | Чтобы проверить, насколько верно светильник передает цвета предметов, начинающие светодизайнеры смотрят, как этот предмет выглядит под дневным светом, и сравнивают с тем, как он выглядит под светом светильника. В этом случае они исходят из того, что дневной свет — эталон.
Такой подход выглядит логичным: что может быть эталоном, как не природа? Однако у него есть недостаток: спектральный состав дневного света непостоянен. Он меняется в зависимости от времени года, наличия или отсутствия облаков на небе и часа дня.
Даже если небо чистое, в 10 утра предмет будет выглядеть под дневным светом иначе, чем в 2 часа дня. Это хорошо видно на примере города:
| | | Спектральный состав дневного света непостоянен | | | Правильный подход к оценке цветопередачи светильника | | | Оценивать цветопередачу светильника нужно в тех же условиях, в которых будут использоваться освещаемые им предметы.
Допустим, у нас есть вечернее платье. Вряд ли его будут надевать в офис, где холодное и яркое освещение. Скорее всего, его будут надевать на вечеринки, где теплое и приглушенное освещение. Это значит, что светодизайнеру нужно найти эталонный теплый свет, посмотреть, как выглядит платье под ним, и сравнить с тем, как оно выглядит под светом выбранного светильника.
| | | Даже если индекс цветопередачи у светильника с холодным светом высокий (CRI (Ra) 90-100), то в случае с вечерним платьем он будет передавать неверные цвета. Потому что в обычной жизни вечернее платье используют при теплом приглушенном свете. | | | Оценивайте цветопередачу в подходящих условиях | | | Цветопередача не связана с цветовой температурой | | | Разные светильники с одинаковой цветовой температурой излучают свет одного и того же цвета. Логично предположить: раз у них одинаковый цвет, то и цветопередача одна и та же.
Но вы уже достаточно хорошо изучили этот вопрос, чтобы не попасть в ловушку. Вы знаете, что у светильников может быть разный состав излучения.
Например, возьмем красный автомобиль и подсветим его по очереди двумя светильниками. Первый излучает белый свет за счет синего светодиода и желтого люминофорного покрытия. Второй — за счет аддитивного смешения красного, зеленого и синего.
| | | | Авто, подсвеченное первым светильником — с синим светодиодом и желтым люминофорным покрытием | | | Авто, подсвеченное вторым светильником — с аддитивным смешением цветов | | | | В обоих случаях у светильников одинаковая цветовая температура, однако под первым светильником автомобиль выглядит естественнее.
Дело в том, что первый излучает белый свет, который сильно похож на дневной (в природе желтый свет проходит через синее небо, в светильнике наоборот, но результат тот же). Значит, в его составе содержится лучи всех цветов.
Во втором светильнике присутствуют лучи трех цветов. Поэтому он может верно передавать только эти три цвета.
| | | 1. Нужный цвет света можно получить одним из двух способов: - аддитивным — смешать два или несколько лучей разного цвета;
- субтрактивным — вычесть из светового потока один или несколько лучей при помощи светофильтров.
2. Человек может различать цвет света при условии, что есть с чем сравнивать. 3. Используя субтрактивный подход, можно окрашивать предметы с помощью света. Например, если светить на циановый шар желтым светом, то он будет казаться зеленым. Потому что поглотит красные лучи и отразит зеленые. 4. Цветопередача — это способность светильника верно передавать цвета предметов. Чтобы представлять, насколько велика эта способность, придумали индекс цветопередачи (CRI (Ra)). 5. Для расчета индекса цветопередачи CRI (Ra) используют 8 эталонных цветов и вычисляют средний сдвиг по всем цветам. 6. Считается, что дневной свет и лампа накаливания имеет самый высокий CRI (Ra) = 100. Однако лампа накаливания плохо передает синие тона, а дневной свет при температуре 7500 К — красные. 7. Индекс CRI (Ra) дает неполное представление о способности светильников верно передавать цвета. Более точный метод — ТМ-30. В нем используется 99 цветов и предметы из обихода. 8. Чтобы убедиться в способности светильника верно передавать цвета, его нужно оценивать в тех условиях, в которых будут использоваться освещаемые им предметы. 9. Если у двух разных светильников одинаковая цветовая температура, это не значит, что они одинаково хорошо передают цвета — у них может быть разный спектральный состав. На сегодня все. В следующем уроке узнаем о том, как свет влияет на наш организм. Благодаря этому вы получите представление о том, как создавать освещение, которое не только обеспечивает видимость, но и поддерживает здоровье. | | | Всегда ваша, команда Азбуки Света | | | | Отписаться от бесплатного курса по основам света можно здесь | | | |